Народная мудрость гласит: «По одежке встречают, а провожают по уму».
О чем же сегодня говорит наша одежда?
Мода — это не просто одежда, это язык, на котором мы общаемся с миром. В нашем стремительном обществе, где каждый день мы сталкиваемся с множеством людей, мода становится одним из ключевых способов коммуникации.
Сегодня, когда поверхностные контакты стали нормой, нам необходимо быстро оценивать людей вокруг. Мы хотим мгновенно продемонстрировать свое «Я» — свои ценности, стиль и индивидуальность. В мире, где каждый миг на счету, мода становится не просто выбором одежды, а важным инструментом для налаживания связей и понимания друг друга.
А как обстоят дела у детей?
Одежда, аксессуары и манеры традиционно являлись инструментом формирования гендерной идентичности. Сегодня же внимание акцентируется на пространстве этой идентичности – цифровом информационном поле. Пространство, в которое сегодня всецело погружено молодое поколение. Эта погруженность в «как будто реальность» по-настоящему пугает и учителей, и родителей. Ведь дети делятся только тем, что видят у себя в телефоне. А видя в кафе компанию из школьниц, уже не удивляешься тому, что каждая из них сосредоточена на своем гаджете. Да ребята и сами замечают, что лучше обмениваться сообщениями, чем разговаривать. Ведь живое общение происходит в реальном времени, поэтому невозможно контролировать полностью то, что собираешься сказать. Их общение кажется поверхностным. В такой ограниченной коммуникации не развивается способность чувствовать другого человека, они не учатся слышать друг друга. В живом общении мы черпаем информацию не только из того, что говорит собеседник, но также из его мимики, голоса, языка тела. Иначе говоря, не развивается такой важный навык как эмпатия.
А вы знали?
Что эмпатия является, пожалуй, самым человечным навыком. Не удивительным является факт распространения в современном обществе таких расстройств личности как нарциссизм и макиавеллизм.
Наша одежда говорит нам о многом, ведь одежда – это часть личности, через которую мы демонстрируем свою сущность. Так же мода всегда была неким дифференциалом общества. Будь то классовые неравенства, принадлежность к определенной группе, половые различия, знаки культуры и т.д.
А так ли далеки от нас «западные ценности»? Давайте обратим внимание на то, как одеваются наши дети и что нам сообщает их одежда?
Стоит обратить внимание на то, как сегодня выглядит подрастающее поколение (подростки). Полное отсутствие какой-либо дифференциации. Со спины и не скажешь кто идет перед тобой, юноша или девушка. Привычными для них стали темные широкие джинсы, кроссовки, объемные толстовки.
В то время как в цифровом пространстве социальных сетей большинство лайков получают материалы, где герои идентифицируют себя в рамках половой привлекательности. Женская привлекательность анатомична – это акцент на груди, бедрах, талии и молодости. Мужская же – это социальный статус (трофеи и авторитет).
Сама ситуация парадоксальна. Получается, что подростки часть своей психической реальности перенесли в виртуальное пространство, используя этот мир для экспериментов с идентичностью. Безликость в жизни, компенсируется яркими красками дофамина в социальных сетях. Им все сложнее выносить одиночество и скуку, которые необходима для развития личности. И как не парадоксально, но чем меньше мы способны быть одни, тем более одинокими становимся.
Как быть нам – взрослым?
Современное общество переживает эпоху стремительного расширения информационного пространства, которое все более активно влияет на нашу жизнь, порой даже заменяя традиционные межпоколенные связи. Как подчеркивал Норберт Винер (американский математик, один из основоположников кибернетики и теории искусственного интеллекта),
«Информация — это не просто набор данных, а мощный инструмент, который помогает нам организовать и структурировать наше восприятие мира. Это накладывает на нас особую ответственность: как мы, взрослые, передаем знания и ценности молодежи? Способы подачи информации подросткам должны быть осмысленными и этичными, чтобы помочь им не только разобраться в потоке данных, но и сформировать здоровое отношение к окружающему миру».
Но пока, мы имеем дело с информационным шумом, который порой оказывается губительным для развивающейся психики. Главное понимать, что только в тех случаях, когда мы видим лица, слышим голоса друг друга, мы проявляем наибольшую человечность. Личное взаимодействие позволяет нам не только обмениваться информацией, но и устанавливать эмоциональные связи, которые являются основой для формирования доверия и понимания.
АВТОР Базылева Наталья, психолог, эксперт по межличностным коммуникациям и самопрезентации